Logo
АС «СРО «ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ – ПРОЕКТ» СРО-П-136-16022010

Вместо введения соцнорм нужно повышать энергоэффективность потребителей. Мнение эксперта

Руководитель департамента исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных Александр Григорьев монополий на круглом столе «Социальная норма потребления электроэнергии: оценки экспертов» прокомментировал инициативу правительства.

В ходе выступления Александр Григорьев привел примеры формирования тарифов на электроэнергию для населения в различных странах мира. Например, в штате Калифорния у местной энергокомпании PG&E существует 4 уровня тарифов, изменяющиеся в зависимости от объема потребленной энергии. Разброс между минимальным и максимальным уровнем составляет 1,7 раза летом и 3 раза — зимой.

На Украине действует социальная норма потребления, по-другому тарифицируется потребление сверх социальной нормы и сверхпотребление (свыше 800 кВт/ч). Однако, как отметил эксперт, самые высокие тарифы на сверхвысокую ставку в Украине не превышают московских тарифов на электроэнергию.

Александр Григорьев напомнил, что при этом Россия, в отличие от Украины, является экспортером энергоресурсов.

Эксперт отметил, что российская электроэнергетика имеет большой резерв повышения эффективности на всех уровнях производства и потребления электроэнергии, и именно работа по этому направлению представляется наиболее продуктивной. Александр Григорьев обратил внимание участников круглого стола на непрозрачность процесса тарифообразования.

В настоящий момент существует недостаток контроля над данным процессом со стороны потребителей электроэнергии – даже крупных промышленных предприятий, не говоря уже о населении. В частности, невозможно проследить влияние роста непрофильных расходов энергокомпаний на изменение тарифов. По мнению эксперта, целью любой политики в электроэнергетике должно быть сокращение затрат потребителей, а не уменьшение тарифов. Затраты потребителей в свою очередь зависят от цен и объема потребления.

Потребители способны повлиять на одну из составляющих, а именно стремиться к повышению эффективности собственного энергопотребления. Мировой опыт показывает, что этому могут способствовать сами производители электроэнергии, развивая соответствующие программы для населения.

Александр Григорьев привел в пример компанию Pacific Gas в Калифорнии, проводившую акцию, в рамках которой потребителю при покупке нового холодильника взамен старого возвращали 75 долларов. Российские энергокомпании пока не предлагают таких программ, однако в будущем это направление может сыграть положительную роль в повышении энергоэффективности.