Logo
АС «СРО «ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ – ПРОЕКТ» СРО-П-136-16022010

Ветроэнергетика способна производить самую дешевую электроэнергию в России

В России подведены итоги конкурсного отбора проектов ВИЭ, последнего конкурсного отбора в рамках программы развития сектора до 2024 года.

Отбирались проекты ветроэнергетики и малых ГЭС.

Про гидроэнергетику не буду, хочу поговорить про ветроэнергетику.

Конкуренция была острой, объём заявок в 3,5 раза превысил плановый объём.

Всё забрал Росатом / НоваВинд (АО «ВетроОГК-2»), предложивший 65000 рублей за киловатт (кВт) установленной мощности. Семь лотов общей мощностью 192,5 МВт. Для сравнения, так называемые предельные значения капитальных затрат, устанавливаемые правительством, составляют для ветроэнергетики 145000 и 113000 рублей за кВт в 2023 и 2024 году, соответственно. То есть по результатам конкурсного отбора стоимость проектов снизилась более чем в 2 раза относительно предельных значений.

В России отбор проектов ВИЭ проходит по величине капитальных затрат. Кто обещает меньше потратить на создание объекта – тот и победил. Если не ошибаюсь, такого нет больше нигде, везде в мире проекты соревнуются по цене киловатт-часа, которая предлагается и устанавливается на длительный срок.

По текущему курсу величина капитальных затрат в результате нынешнего аукциона составила примерно 870 долларов США за киловатт.

Курс доллара имеет значение, поскольку, несмотря на локализацию оборудования, в проектах всё равно есть иностранная составляющая. [Новавинд локализует в России турбины мощностью 2,5 МВт разработки голландской Lagerwey].

В 2018 году минимальная цена по итогам конкурсного отбора в ветроэнергетике составила 59 339 рублей за киловатт, то есть меньше, чем сегодня, но по тому курсу это было примерно 950 долларов США за киловатт.

Следует отметить, что установленные и сегодня, и в 2018 году цены лежат существенно ниже средневзвешенных мировых капитальных затрат в ветроэнергетике, которые по данным IRENA составляют 1473 доллара США за киловатт установленной мощности.

Наш уровень капитальных затрат, пожалуй, можно сравнить с самыми дешевыми индийскими проектами.

Разумеется, капитальные затраты, «показанные» на конкурсном отборе – это не обязательно фактически понесенные затраты. Если фактически будет потрачено больше, то инвестор получит меньшую доходность.

Не будем гадать, сколько в действительности вложит НоваВинд в эти проекты, посчитаем стоимость единицы энергии (LCOE).

При данных капитальных затратах (65 тыс. рублей / кВт), доходности 12%, сроке службы объекта 20 лет и КИУМ 35,6% (средневзвешенный мировой КИУМ в наземной ветроэнергетике по данным IRENA), мы получим примерно 3,4-3,5 рублей за киловатт-час, что «на вскидку» вполне конкурентоспособно с другими технологиями генерации. А если чуть ужаться по доходности и обеспечить КИУМ 40% (вполне реально, см. Бразилию или США), то и на 2,8 рубля за кВт*ч можно выйти.

Когда был опубликован доклад «Российская отрасль ВИЭ в международных сравнениях», я получил критический комментарий: мол, в докладе не сравнивается стоимость энергии разных технологий генерации в России.

Ситуация следующая. Если в секторе ВИЭ всё, все затраты как на ладони, то где вы в России возьмете объективную информацию по стоимости единицы энергии угольной (тем более атомной) электростанции в течение её жизненного цикла? Иностранные данные есть из разных стран, а российских нет.

В связи с этим хотелось бы поставить вопрос. Почему Министерство энергетики Российской Федерации не публикует эталонные LCOE для разных технологий генерации? Методология расчёта известна и не является сложной. Основная сложность – получить достоверные данные для расчёта. И у Минэнерго для этого возможностей больше, чем у кого бы то ни было.