Цифровизация в сфере водоснабжения и водоотведения позволяет снизить расходы на электроэнергию, персонал и ремонт
Одним из важных аспектов реализации проекта «Умный город» в сфере ЖКХ является цифровизация предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, заявила заместитель директора проектной дирекции Минстроя России Татьяна Волкова. Она подчеркнула, что цифровые решения для водоканалов – это, прежде всего, автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые позволяют эффективно управлять объектами водоснабжения и водоотведения.
«Такие системы представляют собой единый комплекс, позволяющий аккумулировать данные от приборов коммерческого учета потребителей, датчиков на сетях и датчиков в производственном цикле на предприятиях водоснабжения и водоотведения. Эти системы позволяют существенно сократить расходы на электроэнергию, затраты на персонал, ремонт и обслуживание, снизить потери ресурсов», – отметила Татьяна Волкова.
К примеру, контроль и исключение сверхнормативного давления в скважинах и насосах дает эффект в виде снижения аварийности, своевременная диагностика обеспечивает сокращение затрат на ремонт узлов, а обнаружение и устранение порывов и утечек в сети позволяет снизить потери воды и сбалансировать объемы добычи и подачи ресурса. Кроме того, современные системы управления дают возможность моделировать производственные процессы, снижая оперативные расходы.
Татьяна Волкова добавила, что мероприятия по модернизации систем управления объектами водоснабжения и водоотведения реализуются, в том числе, в рамках федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги»: устанавливается оборудование для контроля и учета, вводятся современные диспетчерские пункты.
Одним из лидеров цифровизации отрасли водоснабжения и водоотведения замдиректора Проектной дирекции Минстроя назвала АО «Мосводоканал».
В свою очередь, начальник центрального диспетчерского управления «Мосводоканала» Андрей Фомушкин отметил, что заявки о внештатных ситуациях в системах водоснабжения и водоотведения жители столицы могут подать не только по телефону, но также через портал «Наш город» и систему «112».
Кроме того, оперативно реагировать на внештатные ситуации позволяют установленные в городе 400 точек контроля давления в системе водоснабжения и 180 точек контроля наполнения в основных каналах коллекторов водоотведения.
«В центральное диспетчерское управление стекается информация о работе всех систем водоснабжения и водоотведения, о работе станций водоподготовки, о параметрах работы разводящей системы водоснабжения, регулирующих узлов, а также канализационных насосных станций и станций очистки сточных вод», – рассказал Андрей Фомушкин.
Ведомственный проект «Умный город» реализуется Минстроем России с 2018 года в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Он направлен на цифровое развитие городского управления, а также на комплексное повышение качества и эффективности городской инфраструктуры. Основным инструментом реализации проекта является широкое внедрение и применение передовых цифровых решений в городской и коммунальной инфраструктуре.